«У детей инстинкт самосохранения еще не сформирован, а чувство тревоги в силу возраста и вовсе отсутствует, поэтому оценить степень опасности они не в состоянии. Наверное, именно поэтому мы умиляемся детской непосредственности и наивности. Ребенок сразу не может понять, почему кого-то следует опасаться, ведь все его любят. В этом плане никакой разницы между незнакомой тетей, с доброй улыбкой предлагающей конфету, и мамой для него не существует».
Очертите границы. В первую очередь необходимо четко обозначить разрешенные и запрещенные действия. Дети копируют наше поведение и, наблюдая за нами, видят, как просто и легко мы общаемся с незнакомыми людьми в магазине, транспорте, парке, и повторяют наши же действия. Если мама при встрече с незнакомой тетей называет свое имя, то почему бы не сделать это и мне, думает ребенок и действует соответственно, с радостью сообщая свой адрес.
Обсудите правила поведения. Необходимо объяснить ребенку, что люди, которые не являются родными, для него посторонние, поэтому вступать в разговор с чужими взрослыми нельзя. Даже если незнакомый дядя (тетя) будет уверять, что подошел по поручению мамы, бабушки или папы — ничего у него не брать, не разговаривать с ним, никуда не ходить.
Садиться в чужую машину нельзя! Дети часто воспринимают машину как развлечение и с радостью могут принять предложение покататься. Ребенок должен знать четко, что садиться в чужой автомобиль нельзя! А если он тормозит рядом, надо отойти подальше.
Один дома. Готов ли ваш ребенок оставаться дома один, решить сложно. Если такой уверенности нет, попробуйте сначала оставлять его одного ненадолго, постепенно увеличивая время. Так будет спокойнее и ему, и вам. Закройте дверь на ключ и дайте ему понять, что открывать ее никому не следует. Если в дверь звонят, накажите чаду никак не проявлять себя и позвонить кому-нибудь из близких.
Если ребенок один дома, он должен знать, как отвечать на телефонный звонок. Поясните, что не следует называть свое имя, если звонит чужой человек. Запретите говорить адрес и рассказывать, что дома, кроме него, никого нет. Лучше сказать, что мама или папа отдыхает.
Все дети разные, поэтому только вы способны определить, готов ли ребенок остаться дома один или отправиться на самостоятельную прогулку. Главное — подробно рассказать ребенку о правилах безопасности, чтобы он мог принять правильное решение в сложной ситуации.