Логоритмика – метод активной терапии, подразумевающий развитие двигательной сферы ребенка в сочетании со словами и музыкой.
Как известно, у человека есть внутренняя и внешняя речь. Внутренняя – это наши мысли, мы мыслим словами. Внешняя речь – это не только произношение звуков, которые компонуются в слоги, слова, фразы. Это ещё и оформление нашей речи, то есть то, с какой интонацией мы говорим, в каком темпе, умеем ли изменять свой голос по силе, высоте. Ну, и конечно же, общая дикция.
Нарушения речи в той или иной степени негативно влияют на психическое, физическое, умственное развитие детей, отображаются на их деятельности, поведении, формировании личности.
Эффективным методом преодоления речевых нарушений является логоритмика – метод активной терапии, подразумевающий развитие двигательной сферы ребенка в сочетании со словами и музыкой.
Почему музыка? Музыка – наиболее доступный детскому восприятию вид искусства. Она способна не только привлечь внимание и заинтересованность, но и обогатить, эмоционально окрасить чувства ребенка и представления его о мире, в котором он живет.
Влияние двигательных методов огромно. Они улучшают состояние самой двигательной системы и координируют процессы дыхания, голосоведения и артикуляции.
Таким образом, связь движения и речи
нормализует состояние мышечного тонуса;
помогает освободиться от эмоциональной и двигательной зажатости;
развивает координацию процессов дыхания, голосоведения, артикуляции;
способствует регулированию темпа и ритма речи;
устраняется нечеткость звукопроизношения;
развивается чувство ритма;
повышает общий эмоциональной уровень.
Занятия логоритмикой позволяют решать многие задачи, а именно:
умение произвольно реагировать на музыкальный сигнал, смену частей музыкального произведения;
снижение психоэмоционального и телесного напряжения;
интонационно-мелодическое развитие речи;
развитие артикуляционной моторики;
развитие и укрепление мимической мускулатуры;
развитие силы, высоты, тембра голоса;
совершенствование тонкой моторики пальцев рук;
развитие двигательных способностей детей, ловкости, подвижности;
развитие эмоционального мира ребенка и воображения;
развитие умения создавать образы с помощью жестов и мимики, пластики;
развитие чувства ритма и координации движений;
формирование пространственных представлений.
Логоритмические занятия включают в себя:
Упражнения для коррекции речи и движения.
Дыхательные упражнения.
Артикуляционная гимнастика.
Пальчиковая гимнастика.
Голосовые игры.
Логопедическая попевка.
Пение.
Ритмические игры.
Массаж.
Ритмопластика.
Упражнения на релаксацию.
Игры и упражнения объединяются единым сюжетом, тематикой, вызывают у детей огромное желание их выполнять. Включение занятий по логоритмике в комплекс мероприятий по развитию речи открывают дополнительные возможности для успешного развития и обучения детей.