Сегодня умение общаться, договариваться, разрешать конфликты является одним из основных условий успешности. «Коммуникабельность» — уже не просто приветствуется, а требуется при приеме на учебу, работу. Рынок услуг переполнен тренингами по коммуникации, на которых под разными «масками» просто учат общаться.
У каждого здорового ребенка с рождения есть потребность в общении, во взаимодействии с другими людьми. С развитием ребенка меняются формы и содержание его взаимодействия, но сама потребность остается неизменной. Вот ребенок появляется на свет, и, до поры до времени, его окружают только самые близкие люди. Мир прост и понятен, пока не появляются другие люди, общество, садик, школа, где не все так просто или все совсем не просто! Обладая, как уже было сказано выше, потребностью во взаимодействии, ребенок охотно общается с окружающими людьми, но, чтобы общение было удачным, нужно выучить много правил!
Для нас, взрослых, эти правила кажутся абсолютно понятными и простыми, но для детей это целая наука.
«Почему с бабушками на лавочке надо здороваться, а с бабушками в автобусе нет?»
«Почему мама сердится, когда я не называю свое имя тете, если она сама велела мне не разговаривать с незнакомыми?»
«Кому нужно говорить «ты», а кому «вы»? И это только некоторые из вопросов, которыми задается ребенок.
Дети, которые в силу тех или иных причин обладают высокими адаптивными способностями (умеют легко приспосабливаться к разным условиям), достаточно быстро усваивают модели поведения, принятые в обществе, но есть и такие, которым эта наука дается с большим трудом.
ЧТО ТАКОЕ ЗАСТЕНЧИВОСТЬ?
Застенчивого ребенка очень легко узнать: вот он заходит в кабинет, прячется за маму, с тревогой смотрит на психолога, на вопросы отвечает после некоторой паузы, а может вообще молчать.
В компании новых детей знакомиться сам не пойдет – предпочитает стоять в сторонке, наблюдать. Такой ребенок точно не станет лидером в компании сверстников, вряд ли будет давать сдачу обидчику…И тем не менее, даже за этим, на первый взгляд, одинаковым поведением, скрываются порой, совершенно разные причины. Можно сказать, что застенчивость – это определенная поведенческая реакция, выработанная ребенком в конкретных ситуациях. Это комплексное состояние, которое проявляется в разнообразных формах – от робости и смущения в присутствии других людей до необъяснимого страха общения или даже отказа от него.
Выраженная в легкой степени, застенчивость может стать частью характера, своеобразной личностной чертой, в более тяжелых случаях она нарушает не только взаимодействие с окружающими, но и, в целом, жизнь ребенка и его близких. Такое поведение является следствием, сочетанием даже не одной, а нескольких определенных причин.
ЧТО МОЖЕТ СКРЫВАТЬСЯ ПОД «МАСКОЙ» ЗАСТЕНЧИВОСТИ?
Дети – «интроверты». В психологии есть такие понятия как «экстраверт» и «интроверт». Экстраверсия и интроверсия, как темперамент, дается человеку от рождения. Экстраверт- это человек, направленный вовне, а интроверт обращен в себя. Экстраверт больше внимания уделяет внешнему миру (другим людям, отношениям), а интроверт – миру внутреннему. И тот, и другой имеют свои плюсы и минусы, нельзя сказать, какой из них хуже, какой лучше. Дети – интроверты предпочитают мир книг, мыслей, предметов и явлений природы миру людей, для них предпочтительнее уединение.
Если ребенок – интроверт, ему не нужна большая компания, множество друзей, но родители всеми силами пытаются сделать из него экстраверта, то такой ребенок может выглядеть застенчивым. При этом сама по себе застенчивость никак не означает застенчивость! Например, 9 летний Никита мечтает о том, чтобы поехать к бабушке и научится кататься на лошади, но заботливые родители (ведь у Никиты так мало друзей!) отдают его в летний лагерь – мол, пусть учится знакомиться – ему полезно.
Дети с трудностями в обучении. Иногда под маской застенчивости прячутся речевые или интеллектуальные нарушения.
Дети с низкой самооценкой и неуверенные в себе. Застенчивость может быть следствием низкой самооценки и неуверенности в себе. Если ребенок, попадая в затруднительную ситуацию и оказываясь неуспешным, вместо поддержки и обучения как себя вести получает негативные оценки, то всякий раз, сталкиваясь с подобными ситуациями, он будет испытывать страх и неловкость. Среди застенчивых детей это самая многочисленная группа.
«Сверхзастенчивые» дети. Крайний вариант проявления застенчивости – «сверхзастенчивые дети», которые с чужими вообще не разговаривают. На профессиональном языке такая застенчивость называется «элективным мутизмом» (избирательный отказ от речи).
Застенчивость – это комплексное состояние, которое, как уже было описано выше, проявляется в разнообразных формах и является следствием различных причин. Помочь застенчивому ребенку – значит найти причину, которая вызывает такое состояние и поведение, и устранить ее. Это означает работу сразу по нескольким направлениям, однако помните, что вы изменяете неуспешное поведение ребенка, но не саму личность.
КАК РОДИТЕЛИ МОГУТ ПОМОЧЬ СВОЕМУ РЕБЕНКУ?
В первую очередь, нужно узнать (с помощью специалистов), есть ли какие-либо реальные трудности у вашего ребенка (речевые нарушения, задержки в развитии), и если они есть, то работать над их преодолением.
Проанализируйте свой стиль воспитания, не является ли он «гиперопекающим» или «потворствующим», или наоборот, чрезмерно строгим, «авторитарным». Наиболее благоприятным для застенчивых детей является «демократический» стиль воспитания. Важно, чтобы в семье все придерживались одного стиля, единых правил и требований к ребенку. В семье наиболее благоприятна атмосфера защищенности, поддержки, любви.
Учитесь всячески поощрять и развивать самостоятельность ребенка. Позволяйте ребенку идти на разумный риск и переносить поражение — только так он научится адекватно относиться к ошибкам.
Учитесь правильно оценивать ребенка. Хвалите его всегда за конкретные достижения, отмечая результат, а не его личностные качества.
Важно обращать внимание такого ребенка на других людей, их чувства, мысли, стараться пробудить в его душе сострадание к чужим бедам.
Ходите в гости, к друзьям, при этом демонстрируйте ребенку собственные дружелюбие и приветливость. Обучайте ребенка принятым в обществе ритуалам приветствия, прощания, знакомства.
Читайте книги, сказки, рассказы по возрасту и обязательно обсуждайте героев, их общение, взаимодействие. Задавайте ребенку вопросы о том, что бы он чувствовал и как бы повел себя на месте героев.
Играйте чаще в веселые подвижные и ролевые игры, в которых нет ситуации соревнования.
Пагубное влияние на всё психическое развитие ребёнка оказывает не только сама проблема, но и её вторичные последствия. Одно из них – это сам ярлык «застенчивости», благодаря которому дети начинают себя таковыми считать и вообще отказываются от попыток изменить ситуацию.
Конечно, превратить застенчивого ребёнка в популярного говоруна вряд ли удастся, но и не стоит ставить перед собой такой цели – достаточным успехом будет то, что ребенок будет комфортно себя чувствовать, общаясь с окружающими.