Феномен суицида (умышленного лишения себя жизни) представляет собой социальную, медицинскую, психологическую и этическую проблему.
И если еще несколько десятилетий назад эта проблема была в нашем обществе строго табуирована, особенно относительно самоубийств среди детей и подростков, то в последние годы данная тема широко обсуждается и привлекает внимание общественности.
Число самоубийств среди мужчин на планете в три раза превышает число женских самоубийств. К странам с низким уровнем суицидов относятся Греция, Албания, Египет; средний уровень фиксируется в Австралии, США; высокий — свыше 20 на 100 тысяч населения в год — в странах Балтии, России, Венгрии, Беларуси. Возрастные особенности распространения суицидов в Республике Беларусь совпадают с общемировыми тенденциями: наибольший уровень самоубийств традиционно регистрируется в старших возрастных группах. Вместе с тем, с каждым годом суицид «молодеет». Во многих странах суициды являются третьей по частоте причиной смерти среди подростков. К сожалению, в судебно-психиатрической практике нам приходилось рассматривались случаи суицидов двенадцати-тринадцатилетних детей. Следует отметить, что родители этих ребят никогда не обращались за помощью к специалистам в области оказания психиатрической помощи. Среди причин смертей в детском и подростковом возрасте, связанных с внешними воздействиями, 10% связаны с суицидами.
Специалисты, сталкивающиеся с данной проблемой, педагоги, родители, невольно задаются вопросом: в чем же причина детской суицидальности?
Суицидальное поведение — это ответная реакция на глубинные детские переживания, признание растерянности перед какой-либо объективно или субъективно значимой ситуацией, которую маленький индивид не может разрешить в одиночку. Не следует забывать, что дети и подростки сами по себе очень уязвимы. На их плечи ложатся и школьные нагрузки с огромным количеством новой информации, и порой чрезмерные ожидания взрослых, и самоутверждение в группе сверстников. Ребенка и подростка могут ранить такие вещи, которые взрослыми не всегда воспринимаются как стрессовые факторы: обидные слова, шутки, прозвища, неудача в первых любовных отношениях, в соревнованиях. Дети вообще не имеют еще точных представлений о грани жизни и смерти, поэтому зачастую могут просто не соотнести возможности своего организма с предельно допустимыми и принять, сами того не желая, смертельную дозу таблеток, спрыгнуть с высоты, «не подумав», что это может привести к летальному исходу.
Причины суицидальности детей и подростков очень разнообразны. Суицид, как правило, не вызывается одним фактором, он происходит тогда, когда накапливается комплекс причин.
Многие считают, что суицидальные попытки совершают неуравновешенные люди с психическими расстройствами. Действительно, такое поведение бывает характерно для лиц, страдающих депрессией, биполярным аффективным расстройством, шизофренией, зависимостями от психоактивных веществ, расстройствами, связанными со стрессом. Вместе с тем, в детской практике, как правило, суициды совершаются индивидами со здоровой психикой.
Социальные причины суицидов в детском и подростковом возрасте играют ведущую роль. К ним можно отнести изоляцию, связанную с изъятием из семьи и помещением в госучреждения, тяжелые утраты, бытовые неурядицы. К сожалению, эти причины хоть и являются важнейшими предпосылками детской и подростковой суициальности, однако чаще всего остаются незамеченными окружающими, и, как следствие, ребенок или подросток также остается без специализированной помощи. Среди причин суицидов специалисты называют душевную боль, одиночество, ощущение безнадежности и беспомощности, обиду и недовольство собой (самоуничтожение), стыд за какой-либо совершенный поступок, выражение путем суицида протеста.
Факторами, подталкивающими подростка к суициду, могут быть: развод родителей, смерть одного из них, потеря доверительных отношений в семье, конфликты в школе, материальное неравенство, когда у одного «есть все», а у другого «ничего».
Исследования показывают, что у каждого пятого подростка время от времени возникают мысли покончить с собой. На каждый завершенный суицид приходится примерно 10 попыток самоубийств. При этом если человек уже совершал в прошлом суицидальную попытку, вероятность самоубийства возрастает в десятки раз. Именно по этой причине любые, даже самые «шантажные» и «несерьезные» попытки суицида в детском возрасте не должны оставаться без внимания специалистов. Практикующему же психиатру часто приходится сталкиваться с ситуациями, когда родители преднамеренно скрывают от врача порезы на теле детей и подростков, объясняют их бытовым травматизмом, гораздо больше опасаясь не суицидального поведения, а «постановки на психиатрический учет».
Агрессивная реклама в средствах массовой информации и интернете, пропаганда насилия, убийства и самоубийства, деструктивные мультфильмы воздействуют на сознание детей и подростков.
Взрослые должны знать о проблеме детских и подростковых суицидов, суицидальном поведении, не оставлять без внимания суицидальные высказывания и обращать внимание на ряд признаков, сигнализирующих о возможной беде.
На что нужно обратить внимание?
- пониженное настроение (часто расценивается как скука, грусть, тоска, угрюмость);
- безразличное отношение к окружающим;
- беспричинный страх, тревогу;
- постоянное ожидание непоправимой беды;
- потерю интереса к учебе, занятиям;
- частые исчезновения из дома;
- прогулы в школе;
- снижение успеваемости;
- изменение внешнего вида и поведения;
- неряшливый вид;
- молчаливость (не свойственная ранее);
- раздачу личных вещей, особенно любимых;
- потерю аппетита или переедание;
- плохое поведение в школе;
- употребление алкоголя, наркотических средств, психотропных веществ;
- ощущение безнадежности;
- отрицание хорошего в прошлом;
- отсутствие планов на будущее;
- рассуждение об утрате смысла жизни;
- косвенные намеки о намерении покончить с собой;
- поиск в интернете суицидальной тематики, способов самоубийства, клубов самоубийц.
Следует помнить, что многие дети и подростки (порядка 75 %), оказавшиеся в трудном положении, испытывающие внутренний дискомфорт или душевную боль, не обращаются за помощью к родителям и педагогам, а сами пытаются найти выход из сложившейся ситуации, доверяют свои переживания друзьям. Даже если они ищут возможность высказаться и быть выслушанным, то часто наталкиваются на глухую стену непонимания – их не слышат, не находят времени поговорить, их «беды» не воспринимают всерьёз. Дети с суицидальными мыслями и намерениями нуждаются в помощи психиатров, психологов и психотерапевтов, медикаментозном лечении, индивидуальной, групповой и семейной психотерапии.
При подозрении на попытку суицида нужно:
- не выпускать ребенка или подростка из поля зрения в школе и семье;
- обратиться за помощью к психиатру;
- провести специализированное лечение;
- оградить ребенка от стрессов;
- вселить надежду на возвращение к нормальной жизни.
Родителям необходимо восстановить дружелюбное отношение с ребенком, узнать причину, побудившую его на такой поступок. Говорить нужно как с равным, с пониманием и участием, стремиться понять ребенка, увидеть ситуацию его глазами, быть на его стороне.
Дети — будущее нашего общества. От состояния физического и психического здоровья детей и подростков зависит будущее страны, ее благосостояние. От нас — родителей, педагогов, врачей, зависит, будет ли это будущее светлым и успешным. Давайте начинать работу с детками с момента их рождения в семье, первого появления в детском саду, в школе. Давайте окружим наших детей заботой и вниманием, научимся видеть в них личностей. Взрослые, вспомните о ценностях, которые прививали нам в детстве — уважение к родителям, пожилым, инвалидам, дружбе со сверстниками не по телефону, компьютеру, а при живом общении, в походах, театрах.
Семья должна организовать быт ребенка так, чтобы у него не оставалось свободного времени на плохие мысли и поступки. Эти простые, но такие важные советы сохранят жизнь и здоровье ваших детей.