Внимание — это важнейшее качество, которое характеризует процесс выбора нужной информации и отбрасывания лишней. В человеческий мозг ежесекундно поступают огромное количество сигналов из внешнего мира. Если бы не существовало внимания (являющегося своеобразным фильтром), то мозг не смог бы избежать перегрузки.
Внимание обладает определенными свойствами — объем, устойчивость, концентрация, избирательность, распределение, переключаемость и произвольность. Нарушение каждого из свойств приводит к трудностям в функционировании внимания как процесса и как следствие, к отклонениям в деятельности ребенка.
- Прималеньком объеме внимания — это невозможность сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме.
- При недостаточной концентрации и устойчивости вниманияребенку трудно долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его.
- Принедостаточной избирательности внимания ребенок не может сосредоточиться именно на той части материала, которая необходима для решения поставленной задачи.
- При плохо развитой переключаемости вниманияребенку трудно переключаться от выполнения одного вида деятельности на другой. Например, если вы сначала проверяли, как ваш ребенок сделал домашнее задание по одному предмету, а потом, заодно, решили проэкзаменовать его по другому предмету, то он не сможет вам хорошо ответить. Ребенок допустит много ошибок, хотя и знает правильные ответы. Просто ему тяжело быстро переключиться с одного вида заданий на другой.
- При плохо развитойспособности распределения внимания ребенок не умеет эффективно (без ошибок) выполнять одновременно несколько дел.
- Недостаточная произвольность вниманияне позволяет ребенку сосредоточивать внимание по требованию.
Подобные недостатки требуют для их преодоления специально организованной работы. Такая работа предполагает:
1. Использование специальных упражнений, тренирующих основные свойства внимания: объем, распределение, концентрацию, устойчивость и переключение.
2. Использование упражнений, на основе которых развивается внимательность как свойство личности. Обычно причина общей невнимательности заключается в ориентации детей на общий смысл текста, фразы, арифметической задачи или выражения — дети схватывают этот смысл и, довольствуясь им, «пренебрегают частностями». Главная задача таких занятий: преодоление этого обобщенного восприятия, попытка научить воспринимать содержание с учетом элементов на фоне смысла целого.
Учитель-дефектолог: Т.А. Колесникович