Что такое агрессия и жестокость? Когда мы говорим об агрессии, мы говорим о деструктивном поведении, которое противоречит социальным, нравственным, моральным нормам. Это нарушение наносит вред объектам нападения, причиняя как физический, так и психологический ущерб. Согласно философскому словарю, насилие — это нарушение чужого поведения.
Определяют четыре типа жестокого обращения с ребенком.
-
Физическое насилие — любое неслучайное нанесение повреждений ребенку в возрасте до 18 лет.
-
Сексуальное насилие — эксплуатирование ребенка или подростка другим лицом для получения сексуального удовлетворения. Сексологи добавляют к этому определению: «для получения эмоционального, психологического, физического сексуального удовлетворения». Физического полового акта может и не быть, но может быть совращение, давление.
-
Пренебрежение — хроническая неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить основные потребности ребенка, не достигшего 18-летнего возраста, в пище, одежде, медицинском уходе, образовании, защите и присмотре. Родитель обязан защищать ребенка не только от физического, но и от психологического вторжения.
-
Психологическое насилие:
-
психологическое пренебрежение — последовательная неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить ребенку необходимую поддержку, понимание и привязанность;
-
психологическое жестокое обращение — хронические паттерны поведения, такие как унижение, оскорбление, издевательства и высмеивание ребенка.
Диагностические критерии для сексуального насилия
По каким признакам можно определить, что над ребенком совершено сексуальное насилие?
Физические проявления: разнообразные повреждения половых органов, травмы, расширение ануса, потертости, ранняя беременность подростков, инфекционные болезни, передающиеся половым путем, проблемы с приемом пищи, повторяющиеся физические расстройства, боль в животе, горле, рвота без видимых причин.
Поведенческие проявления
У дошкольников:
-
тревога,
-
ночные кошмары,
-
общее посттравматическое стрессовое расстройство,
-
избегающее поведение,
-
уходы,
-
депрессия,
-
боязливость,
-
регресс, отстраненность, агрессия,
-
сексуальные игры, мастурбация.
У детей в возрасте 6–8 лет:
-
сексуальные игры навязчивого характера со сверстниками,
-
усиливающаяся агрессия по отношению к сверстникам,
-
нерегулярное посещение школы или ребенок приходит рано и уходит поздно,
-
внезапное ухудшение успеваемости,
-
не может найти друзей,
-
никому не верит,
-
не может сконцентрировать внимание.
У детей 8–10 лет:
-
сексуальные игры навязчивого характера,
-
усиливающаяся агрессия по отношению к сверстникам,
-
нерегулярное посещение школы.
У детей 10–12 лет:
-
социальный уход,
-
агрессия по отношению к сверстникам,
-
нерегулярное посещение школы, несвоевременный уход и приход, прогулы,
-
внезапное ухудшение успеваемости,
-
никому не верит,
-
не может сконцентрировать внимание,
-
начальные признаки клинической депрессии.
У детей 12–14 лет:
-
симптомы клинической депрессии,
-
нарушения сна,
-
суицидальные наклонности,
-
изоляция от окружающих,
-
побеги из дома,
-
промискуитет,
-
асоциальное поведение,
-
не участвует в школьных мероприятиях,
-
аддиктивное поведение (никотин, алкоголь, наркотики),
-
совершение преступлений.
По данным канадских исследователей, в зависимости от возраста, биологических и индивидуально-психологических особенностей личности жертв, характера криминогенных действий преступника, сексуальное насилие может стать специфической психологической травмой, влияющей и на физическое здоровье. Эта травма способствует социальной дезадаптации, может привести к кратковременным или пролонгированным психогенным состояниям или к обострению ранее имеющейся патологии.
Мифы и реальность о сексуальном насилии над детьми
Миф: дети лгут, что над ними производят сексуальное насилие.
Реальность: дети редко лгут, что над ними совершается насилие. Хотя, чтобы защитить насильника, они могут преуменьшить природу и степень насилия. Рассказывая о совершенном над ними насилии, дети рискуют быть наказанными насильником и при этом, безусловно, вносят разрушения в свою жизнь, поэтому, боясь навлечь на себя неприятности, дети обычно не лгут.
Миф: дети являются соблазнителями в сексуальном взаимодействии взрослого с ребенком.
Реальность: дети, как и все живые существа, испытывают сексуальные чувства, однако у них отсутствуют знания и опыт для того, чтобы инициировать сексуальную активность вне группы сверстников. Взрослые, обладая такими знаниями и опытом, осознают, что сексуальные действия с ребенком — это эксплуатация ребенка и нанесение ему повреждений.
Миф: сексуальное насилие над детьми чаще всего совершают чужие люди.
Реальность: чаще всего (в 75–90% случаев) сексуальное насилие над детьми совершают люди, которых дети хорошо знают и которым доверяют. В более чем 50% случаев доказанного насилия оно совершается отцами, отчимами или другими близкими членами семьи.
Миф: сексуальное насилие случается только один раз.
Реальность: чаще всего сексуальное насилие над детьми — это длительно продолжающийся процесс, при котором эксплуатируется ребенок. Часто вовлечению ребенка в непосредственные сексуальные действия предшествует длительный период сексуального ухаживания.