О том, какой он – хороший, дорогой, способный или плохой, никому не нужный, невезучий – ребенок узнает только от взрослых и, прежде всего, от родителей. Если самый глубокий слой психики ребенка – эмоциональное восприятие себя – складывается из негативных переживаний, начинается разлад во многих сферах его жизни. Он становится «трудным» и для себя, и для окружающих, и необходимы большие усилия, чтобы помочь ему. Родителям важно не допустить разлада ребенка с самим собой и окружающим миром, постоянно поддерживая его самооценку, или чувство самоценности.
Как это делать?
- Безусловно принимать ребенка, то есть, любить его не за заслуги или поступки, а просто за то, что он есть.
- «Активно слушать» его рассказы о своих переживаниях и потребностях.
- Быть (читать, играть, заниматься) вместе с ним.
- Не вмешиваться в дела, с которыми он справляется сам.
- Помогать, когда ребенок просит об этом.
- Отмечать и поощрять его успехи.
- Делиться своими чувствами (то есть, доверять ему).
- Конструктивно разрешать конфликты.
- Каждый день ласково говорить ребенку, например, такие фразы:Мне хорошо с тобой. Я рада тебя видеть. Хорошо, что ты пришел. Мне нравится, как ты… Я по тебе соскучился. Давай (посидим, сделаем…) вместе. Ты, конечно, справишься. Как хорошо, что ты у нас есть. Ты мой хороший.
- Обнимать ребенка не менее 4 раз в день, а лучше – чаще.