Самые благоприятные условия для формирования у ребенка трудолюбия — в семье. Отношение ребенка к труду в наибольшей степени зависит от родителей, от их личного примера. Детям свойственно подражание, именно оно побуждает ребенка к активной деятельности. Ребенок наблюдает за тем, что делает взрослый и у него возникает желание делать то же самое.
Стремление к активному практическому действию свойственно детям, заложено в них от природы. Это драгоценное качество надо поддерживать, развивать, умело направлять.
Как показывают наблюдения, ребенка до трех лет обычно в семье полностью обслуживают: одевают, раздевают, кормят с ложечки. А ведь именно в начале третьего года жизни и детей бурно проявляется стремление к самостоятельности. Если его не поддержать, оно может утратиться, и тогда даже в четыре, пять, а то и шесть лет ребенок будет пассивно ждать пока его умоют, оденут, покормят.
Приучать ребенка к труду психологи советуют начинать уже с двухлетнего возраста. Для малыша важнейшее средство трудового воспитания — игра. Вынуть кубики из коробки, построить «поезд», «дом», «ворота», а потом разобрать кубики и снова уложить их в коробку, разобрать и собрать матрешку, башенку – это уже работа. К ней способен ребенок второго года жизни.
Научите детей убирать за собой игрушки. Малышам часто не нравится это занятие, поэтому лучше делать это в первое время вместе. Для того чтобы ребенок знал, как и куда убирать игрушки, в детской комнате должен быть порядок. Для книг отдельная полка, для машин свой гараж, а для других игрушек коробка.
Превратите домашнюю работу в игру. Например, я с мишкой собираю кубики, а ты с зайчиком пирамидку.
Ни в коем случае не заставляйте ребенка криком или наказанием делать порядок, тогда у него пропадет желание убирать совсем.
Не поощряйте уборку конфетами, походом в цирк, покупкой новых игрушек. Вы же не хотите, чтобы через некоторое время сын или дочка подходили к вам с вопросом: «Я уберусь, а что мне за это будет?» Будет здорово, если уборка игрушек превратится в ритуал перед сном, прогулкой.
После того, как ребенок сложил свои игрушки, не забудьте его похвалить, скажите ему, что он молодец и хорошо справился с задачей.
Дети двух-трех лет вполне в состоянии выполнить простейшие поручения – что-то поднять, принести (например, подать маме книгу, папе – очки), разложить на столе ложки перед обедом, помочь маме помыть игрушки.
Очень важно давать поручения, которые по силам ребенку. Выполненное дело должно доставлять удовлетворение, приносить радость, а не создавать комплекс неполноценности. Помыть игрушки вместе – весело. Сходить с мамой в магазин – занимательная экскурсия и даже целое приключение. Это родители приучают детей к труду, а малыши – просто играют.
На прогулке зимой дайте малышу лопатку, и пусть он не просто тычет ею в снег, а расчищает дорожку; весной он с удовольствием будет работать маленькими граблями, совком.
Важной задачей воспитания самостоятельности ребенка и формирования трудолюбия является формирование навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков (умывание, одевание, прием пищи, пользование горшком и т.д.). Для всего этого, несомненно, малышу нужно проявить немало упорства и труда.Обычно в возрасте 2,5-3 лет любимой фразой у детей становится «я сам». Именно это желание все делать самому может стать основой формирования данных умений.
Одевая малыша, разговаривайте с ним, привлекайте его внимание к своим действиям, показывайте отдельные приемы, давайте простые задания: натяни чулочек, поправь фартучек, подай кофточку, возьми платочек. Показывайте пример в одевании, одевайтесь одновременно: вместе надели майку, колготки, теплые штаны. Используйте развивающие игры с пуговицами, молниями, шнурками. Подсказывайте ребенку особенности (где «перед» у кофточки, штанишек, как правильно одеть сандалики) и последовательность одевания.
Чтобы закреплять навыки самообслуживания, удобно использовать игрушку — например, куклу одеть, раздеть, покормить, уложить спать.
Родителям необходимо развивать умения пользоваться предметами гигиены (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой и пр.); воспитывать бережное отношение к своим вещам и предметам быта.
Важно формировать у ребенка культуру питания. Вырабатывать положительное отношение к приему пищи: не нужно накладывать на тарелку слишком много пищи; никогда не кормить ребенка насильно; не разрешать уносить с собой куски хлеба, яблоки, сладости. Показывайте малышу образец приема пищи, выработайте свой порядок за столом. Нужно научить ребенка правильно пользоваться ложкой, использовать салфетку. Разговаривать можно только тогда, когда во рту нет пищи.
Овладев навыками самообслуживания, ребенок не только может обслужить себя, но и приучается к аккуратности.
При поступлении в детский сад ребенок, который владеет навыками самообслуживания, чувствует себя увереннее, легче адаптируется в новой обстановке.
В 3 года ребенок должен уметь:
— одеваться с небольшой помощью взрослого, а раздеваться и разуваться самостоятельно (если нет сложных замков и завязок);
— вешать свою одежду перед сном на стульчик;
выполнять поручения из 2–3 действий («отнеси», «поставь», «принеси»);
— уметь мыть руки с мылом, умываться, вытираться полотенцем;
— замечать беспорядок в своей одежде, пользоваться носовым платком (салфеткой);
— регулировать свои физиологические потребности;
— вытирать обувь при входе в квартиру;
— аккуратно есть, правильно держать ложку, пользоваться салфеткой;
— не выходить из-за стола до конца еды и не мешать за столом другим;
— говорить слова благодарности, здороваться, прощаться.
В общении с маленькими детьми хорошо использовать элементы устного народного творчества. Приговорки, потешки делают процесс формирования навыка более увлекательным для ребенка, вызывают у него положительные эмоции.
Например : (при умывании)
Водичка, водичка, умой мое личико,
Чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.
(при одевании)
Наденем мы на ножки новые сапожки,
Будет Катенька ходить, сапожки новые носить.
(при уборке игрушек)
Все игрушки по местам я могу расставить сам,
Но гораздо интересней убирать их с мамой вместе.
Уход за животными и растениями родители также должны выполнять в присутствии ребенка, поясняя свои действия (полить цветы, вытереть пыль с их листочков, покормить кошку, птиц на улице). Важно формировать у детей желание помогать, заботиться о животных и растениях.
Родители должны быть терпеливыми и хвалить любое желание ребенка трудиться. Даже если грязи футболка одета «задом наперед», а «грязи после уборки» ребенка стало больше, необходимо похвалить ребенка и на первых этапах поддержать его.
Приучайте малыша к тому, что помогая вам, он приносит пользу близким людям. Ребенок должен испытывать гордость за то, что может самостоятельно выполнять какое-то задание.
И самое важное — будьте для своего ребенка примером трудолюбия, подчеркивайте не утомительность труда, а его радость, необходимость, красоту!