Психологическая гостиная №12.О половом воспитании дошкольника

Дошкольный возраст, начиная с первого года жизни, относится к парапубертатному периоду психосексуального развития, в течение которого формируется половое самосознание ребенка.
В период дошкольного возраста взрослые начинают сознательно или бессознательно обучать ребенка половой роли в соответствии с общепринятыми стереотипами, ориентируя его в том, что, значит, быть мальчиком или девочкой. Особое место здесь занимают половые признаки.
Осознание своей половой принадлежности включается в структуру образа «Я». Ребенок, слыша от взрослых: «Ты — мальчик» или «Ты – девочка», переосмысливает эти наименования и в связи со своими половыми особенностями. Ребенок раннего возраста непосредственен в отношении к своему телу и половым органам.
Уже в 1,5-2 года малыши учатся определять принадлежность к полу, делить детей на мальчиков и девочек, взрослых – на дядь и теть, обнаруживают внешние различия мужчин и женщин в одежде и манере себя вести.
Кризис 3 лет — граница между ранним и дошкольным возрастом — один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это кризис «выделения своего «Я» и, как правило, пересмотр отношений ребенка с взрослыми. Осознание своего «Я» непременно включает и осознание собственной половой принадлежности. В этот переходный период ребенок открывает для себя мир человеческих отношений. Формирующееся «Я» — не только вообще «Я», но всегда «Я» мальчика или девочки.
К 3-4 годам малыши с любопытством вдруг начинают интересоваться телесной организацией других людей и своей собственной, выясняют физические различия в строении мужского и женского организма. Полоролевое поведение детей проявляется в играх, когда девочки заботятся о куклах, а мальчики «воюют» или устраивают «гонки». Маленькие дети копируют поведение родителей, обучаясь мужскому и женскому поведению. Похвала ребенка, подчеркивающая желательные половые установки («ты такой же сильный, как папа», «ты такая же хозяюшка, как мама») способствует его правильному половому воспитанию.
Мальчикам разрешают больше проявлять агрессивность, поощряют физическую активность, инициативность. От девочки ожидают душевности, чувствительности и эмоциональности.
То, что происходит на ранней стадии полового развития детей, ничем не отличается от того, что случается в других сферах. Здесь тоже трудно исправить ошибки, если они были допущены с самого начала.
Лучшее, что могут сделать родители в этот период, – это создать атмосферу, в которой ребенок, не стесняясь, задает вопросы о разных частях тела, здоровье и сексуальности. Родителям не следует пугаться «неудобных» вопросов, ребенку не нужны медицинские подробности. Так, на вопрос, откуда появляются дети, следует отвечать, просто и доступно, не детализируя, не прибегая к вымыслу и сказкам об аистах, капусте и т. п. Достаточно сказать, что они вырастают у мамы в животике.
В то же время отказ отвечать на эти вопросы обычно лишь подогревает интерес ребенка к теме, заставляет искать ответ у более «осведомленных» старших товарищей. Что касается вымыслов и сказок, то рано или поздно наступает разоблачение этих уловок и, как следствие, возникает недоверие детей к родителям.
Совсем еще маленькие дети, казалось бы, не имеющие никакого понятия о половых различиях, не только обладают своим опытом, но и очень скоро составляют на этот счет определенное представление. Естественно, в большинстве случаев оно ошибочно, и, если не исправить такое ошибочное представление ребенка, оно рискует нарушить его сексуальное равновесие в будущем.
Вот некоторые особенности поведения детей и воспитания родителей, на которые следует обратить внимание
Так, например, некоторые родители, чрезмерно ласковые в силу особенностей личности или одностороннего знакомства с вредностью недостаточного ухода, постоянно держат ребенка на руках, ласкают его, целуют в разные места тела, кладут с собой в постель. Эта сверхласковость, порождающая эрогенную раннюю стимуляцию и «закормленность» любовью, неблагоприятно сказывается на личностном и сексуальном развитии.
Иногда представление ребенка о поле (мужском и женском) никак и ни в чем не проявляется, и тогда родителей и воспитателей должно обеспокоить само его отсутствие. Здоровые дети в возрасте 4–6 лет обычно задают вопросы, касающиеся пола, или сами комментируют какие-то понятия. Если они не делают этого, родителям можно порекомендовать, как бы случайно самим затронуть эту тему, связав ее, например, с рождением какого-нибудь живого существа – щенка, котенка и т.п.
По мере взросления дошкольники начинают понимать различия и смущаться при обнажении перед другими людьми. Чувство неловкости, стыдливости не врожденные – они результат своеобразия культурного развития общества.
Например, особенность девочек в возрасте 6–7 лет – трогательное жеманное кокетство, связанное с самым первым пиком женской сексуальности. Для родителей и воспитателей в этот период очень важно не впадать в крайности. Не надо усиленно демонстрировать окружающим проступающую сквозь детские черты женственность. Намеки, не всегда тактичные шутки смущают ребенка или, напротив, провоцируют чересчур развязное поведение. Впоследствии оно может помешать девочке в общении со сверстниками, и те же самые взрослые, еще вчера восхищавшиеся жеманством малышки, резко одергивают ее, теперь уже угловатого подростка.
Другая крайность – пресечение у девочки дошкольного возраста всех форм женского поведения, что ведет к развитию у ребенка замкнутости, неуверенности в себе, затрудняет его контакты со сверстниками. Отношение к детскому кокетству должно быть здоровым и спокойным.
Очень важно обеспечить здоровую атмосферу в семье, проникнутую взаимным уважением и любовью. В гармоничной семье, где удовлетворяются взаимные ожидания родителей, где господствуют отношения партнерства, развитие личности детей, в том числе мужественности и женственности происходит наиболее успешно.
Чувство собственной половой принадлежности в норме уже становится устойчивым у ребенка в дошкольном возрасте.

 

Добавить комментарий